Буллинг: жертвы, агрессоры, наблюдатели
Еще несколько десятилетий назад о буллинге не принято было говорить, да и само понятие не было широко известно. Но, к сожалению, дети во все времена нередко сталкивались с травлей со стороны своих сверстников. Спустя годы, уже будучи взрослыми, многие вспоминают эти моменты как очень болезненные и отмечают, что они негативно сказались на их психологическом здоровье.
О том, каковы реальные последствия травли для психики не только детей-жертв, но и детей-агрессоров, как вести себя учителям и родителям, а также о реальной ситуации с буллингом в школах сегодня офарме.рф рассказала профессор Российского государственного гуманитарного университета, приглашенный преподаватель магистратуры «Системная семейная терапия» НИУ ВШЭ Людмила Жукова.
– Людмила, на Ваш взгляд, какова динамика проблемы буллинга в школах? Не стали ли дети более толерантными или ситуация только ухудшается? Как часто к Вам обращаются за помощью и консультацией с такой проблемой?
– Это непростой вопрос. С одной стороны, очень хочется ответить, что да, дети стали более толерантными, и проблема буллинга в школах стала менее актуальной. Но, к сожалению, это не совсем так. На мой взгляд, люди и правда становятся более гуманными и толерантными в своих повседневных проявлениях. Немалую роль здесь играет интернет, благодаря которому транслируются и становятся популярными некоторые тренды. Как будто быть хорошими, добрыми и помогать людям стало модно. Появилась возможность не только рассказывать о своих добрых делах через соцсети, но и получать подтверждение тому, что ты поступил хорошо, заражать этой идеей других людей.
Но если говорить о буллинге, то с этой проблемой пока не удается справиться даже весьма благополучным в социальном отношении скандинавским странам. Понятно, что в целом по миру процент детей, подвергающихся буллингу, там ниже, но это все же не 0 процентов. Существуют специальные методики, некоторые данные, на которые надо опираться. Но в целом – это проблема, которая требует регулярного мониторинга. К сожалению, как мне кажется, пока эта проблема далека от разрешения.
– Что чаще всего становится причиной для начала травли? Если ребенок скромный, не очень общительный, не уверен в себе и не может за себя постоять, означает ли это что он потенциально может стать объектом насмешек или буллинга в классе?
– Чего ни в коем случае не надо делать, это возлагать какую-либо ответственность за буллинг на жертву. Поводом для буллинга может стать всё, что угодно. Совершенно не обязательно быть плохим учеником, отличаться внешне или принадлежать к религиозному или национальному меньшинству. Вычислить потенциальную жертву буллинга крайне сложно. Скромный ребенок с таким же успехом может стать жертвой буллинга, как и агрессивный ребенок, хулиган. Потому что травлю в этом случае осуществляет группа, а группа может справиться с кем угодно.
Буллинг – это не просто отдельные хулиганы, злыдни, которые обижают ребенка. Буллинг – это организованная травля, которой ребенок в одиночестве противостоять не может. Единственные люди, которые могут этому противостоять – это взрослые. Поэтому единственная надежда для жертвы буллинга – это вмешательство взрослых.
– Что заставляет детей издеваться над своими сверстниками? Ведь далеко не все в классе готовы участвовать в травле. Некоторым это просто неинтересно или же они сочувствуют жертве буллинга, но предпочитают оставаться в стороне.
– Есть известное выражение, что лучше всего группа объединяется против общего врага. Дружить против кого-то – это самый простой и примитивный способ, чтобы объединиться. Не нужно иметь общих интересов, не нужны какие-то специальные условия – есть враг, и мы против него сплачиваемся. Для группы, для класса это самый простой способ ощутить солидарность, ощутить себя частью целого, быть приобщенным к некоторой группе, в которой ты чувствуешь себя сильным. Тех, кто не является инициатором травли и активным участником, присоединяться к ним, пусть и молчаливо, заставляет страх оказать в роли следующей жертвы.
Не знаю, смотрели ли современные молодые родители фильм Ролана Быкова «Чучело». В свое время он произвел фурор, и проблема травли стала активно обсуждаться. В этом фильме против девочки объединяется весь класс только потому, что она новенькая. И поначалу один мальчик поддерживает ее, проявляет к ней симпатию, но постепенно оказывается частью компании, которая ее травит. Это происходит потому, что ему хочется солидаризироваться с силой, а не со слабостью. И еще потому, что ему не хочется самому стать жертвой. Проблема не только в тех детях, которые активно занимаются буллингом, но и в тех детях, которые молчат, наблюдая за происходящим, может быть, даже сочувствуя жертве. Но по ряду причин они опасаются активно проявлять свое несогласие.
– Зависит ли такое поведение от ситуации в семье, воспитания или желания самоутвердиться?
–
Безусловно, такое поведение зависит от желания ребенка самоутвердиться. Есть
семьи, в которых существует культ насилия. Детям внушают, что нужно быть
сильными, иначе тебя сожрут. Но в целом большинство семей транслируют
противоположные ценности. Но это, к сожалению, не мешает детям оказываться
частью той силы, которая осуществляет буллинг. Здесь, конечно, важны отношения,
которые существуют в семье. Насколько откровенно дети могут поговорить с
родителями и не столкнуться с осуждением. Могу себе представить, с каким возмущением
семья, транслирующая гуманные ценности, воспримет информацию о том, что их
ребенок стал участником буллинга и не вступился за жертву.
Читайте во второй части интервью с Людмилой Жуковой о том, как вести себя жертве буллинга, о том, как можно и необходимо останавливать травлю в детских коллективах.