Буллинг: жертвы, агрессоры, наблюдатели

Людмила Жукова, фото: www.milazhukova.ru
Людмила Жукова, фото: www.milazhukova.ru

Еще несколько десятилетий назад о буллинге не принято было говорить, да и само понятие не было широко известно. Но, к сожалению, дети во все времена нередко сталкивались с травлей со стороны своих сверстников. Спустя годы, уже будучи взрослыми, многие вспоминают эти моменты как очень болезненные и отмечают, что они негативно сказались на их психологическом здоровье.

О том, каковы реальные последствия травли для психики не только детей-жертв, но и детей-агрессоров, как вести себя учителям и родителям, а также о реальной ситуации с буллингом в школах сегодня офарме.рф рассказала профессор Российского государственного гуманитарного университета, приглашенный преподаватель магистратуры «Системная семейная терапия» НИУ ВШЭ Людмила Жукова.

– Людмила, на Ваш взгляд, какова динамика проблемы буллинга в школах? Не стали ли дети более толерантными или ситуация только ухудшается? Как часто к Вам обращаются за помощью и консультацией с такой проблемой?

– Это непростой вопрос. С одной стороны, очень хочется ответить, что да, дети стали более толерантными, и проблема буллинга в школах стала менее актуальной. Но, к сожалению, это не совсем так. На мой взгляд, люди и правда становятся более гуманными и толерантными в своих повседневных проявлениях. Немалую роль здесь играет интернет, благодаря которому транслируются и становятся популярными некоторые тренды. Как будто быть хорошими, добрыми и помогать людям стало модно. Появилась возможность не только рассказывать о своих добрых делах через соцсети, но и получать подтверждение тому, что ты поступил хорошо, заражать этой идеей других людей.

Как будто быть хорошими, добрыми и помогать людям стало модно.
Людмила Жукова, психолог

Но если говорить о буллинге, то с этой проблемой пока не удается справиться даже весьма благополучным в социальном отношении скандинавским странам. Понятно, что в целом по миру процент детей, подвергающихся буллингу, там ниже, но это все же не 0 процентов. Существуют специальные методики, некоторые данные, на которые надо опираться. Но в целом – это проблема, которая требует регулярного мониторинга. К сожалению, как мне кажется, пока эта проблема далека от разрешения.

– Что чаще всего становится причиной для начала травли? Если ребенок скромный, не очень общительный, не уверен в себе и не может за себя постоять, означает ли это что он потенциально может стать объектом насмешек или буллинга в классе?

– Чего ни в коем случае не надо делать, это возлагать какую-либо ответственность за буллинг на жертву. Поводом для буллинга может стать всё, что угодно. Совершенно не обязательно быть плохим учеником, отличаться внешне или принадлежать к религиозному или национальному меньшинству. Вычислить потенциальную жертву буллинга крайне сложно. Скромный ребенок с таким же успехом может стать жертвой буллинга, как и агрессивный ребенок, хулиган. Потому что травлю в этом случае осуществляет группа, а группа может справиться с кем угодно.

Скромный ребенок с таким же успехом может стать жертвой буллинга, как и агрессивный ребенок, хулиган.
Людмила Жукова, психолог

Буллинг – это не просто отдельные хулиганы, злыдни, которые обижают ребенка. Буллинг – это организованная травля, которой ребенок в одиночестве противостоять не может. Единственные люди, которые могут этому противостоять – это взрослые. Поэтому единственная надежда для жертвы буллинга – это вмешательство взрослых.

– Что заставляет детей издеваться над своими сверстниками? Ведь далеко не все в классе готовы участвовать в травле. Некоторым это просто неинтересно или же они сочувствуют жертве буллинга, но предпочитают оставаться в стороне.

– Есть известное выражение, что лучше всего группа объединяется против общего врага. Дружить против кого-то – это самый простой и примитивный способ, чтобы объединиться. Не нужно иметь общих интересов, не нужны какие-то специальные условия – есть враг, и мы против него сплачиваемся. Для группы, для класса это самый простой способ ощутить солидарность, ощутить себя частью целого, быть приобщенным к некоторой группе, в которой ты чувствуешь себя сильным. Тех, кто не является инициатором травли и активным участником, присоединяться к ним, пусть и молчаливо, заставляет страх оказать в роли следующей жертвы.

Не знаю, смотрели ли современные молодые родители фильм Ролана Быкова «Чучело». В свое время он произвел фурор, и проблема травли стала активно обсуждаться. В этом фильме против девочки объединяется весь класс только потому, что она новенькая. И поначалу один мальчик поддерживает ее, проявляет к ней симпатию, но постепенно оказывается частью компании, которая ее травит. Это происходит потому, что ему хочется солидаризироваться с силой, а не со слабостью. И еще потому, что ему не хочется самому стать жертвой. Проблема не только в тех детях, которые активно занимаются буллингом, но и в тех детях, которые молчат, наблюдая за происходящим, может быть, даже сочувствуя жертве. Но по ряду причин они опасаются активно проявлять свое несогласие.

Кадр из фильма "Чучело", реж. Р.Быков 1983 г. 
Кадр из фильма "Чучело", реж. Р.Быков 1983 г. 

Зависит ли такое поведение от ситуации в семье, воспитания или желания самоутвердиться?

– Безусловно, такое поведение зависит от желания ребенка самоутвердиться. Есть семьи, в которых существует культ насилия. Детям внушают, что нужно быть сильными, иначе тебя сожрут. Но в целом большинство семей транслируют противоположные ценности. Но это, к сожалению, не мешает детям оказываться частью той силы, которая осуществляет буллинг. Здесь, конечно, важны отношения, которые существуют в семье. Насколько откровенно дети могут поговорить с родителями и не столкнуться с осуждением. Могу себе представить, с каким возмущением семья, транслирующая гуманные ценности, воспримет информацию о том, что их ребенок стал участником буллинга и не вступился за жертву.

Читайте во второй части интервью с Людмилой Жуковой о том, как вести себя жертве буллинга, о том, как можно и необходимо останавливать травлю в детских коллективах.