Эксперт фармрынка: Стратегии 2030 не хватает конкретики

В январе 2022 г. правительство опубликовало постановление «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», содержащее текущие достижения, а также цели и ожидаемые результаты к 2030 году.

Руководитель отдела стратегического консалтинга Aston Health* Александр Иванов прокомментировал отчётную часть и объяснил, почему будущее российской фармы пока выглядит туманно.

Среди текущих достижений госпрограммы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» указаны, в частности, прирост объёма инвестиций в производство лекарственных средств и медицинских изделий на 98% в 2020 году по сравнению с 2019 г., увеличение объёма производства лекарственных средств с 185 млрд. руб. до 485, 75 млрд. руб. с 2014 по 2020 г., рост объема экспорта отрасли с 0, 5 млрд. долларов США до 1 млрд. долларов за тот же период.

«Всё, что приведено в отчёте, выглядит очень здорово: цели достигнуты, объём локального производства и инвестиций, а также экспорта увеличены. Все эти параметры, согласно Постановлению, достигнуты, деньги потрачены не зря», - комментирует Иванов. Отвечая на вопрос, что было упущено, Александр отметил: «Что касается определённых целей, которые декларировались изначально – сертификация по GMP, например. К 2020 году у нас всё производство должно было соответствовать GMP, это не выполнено. Но в отчёте об этом не говорится».

По мнению Александра, для того, чтобы российские фармацевтические разработки соответствовали GMP, а российские препараты выходили на мировой рынок, необходимы вложения средств именно в разработки: «с одной стороны, это научная база, которой у нас, к сожалению, нет, с другой – инвестиции в образование и развитие новых кадров. У нас почти нет специалистов, которые разрабатывали бы новые молекулы…».

«В этом документе указано, что экспорт наших лекарств осуществляется в 135 стран. А что это за страны, конечно, никто толком не знает, очевидно, государства третьего мира. Хорошо было бы в целях прописать, что экспорт у нас должен увеличиваться в страны Европы, США, Восточной Европы. Наше производство должно выйти на уровень развитых стран. Тогда это будет весьма существенным показателем развития нашей фармацевтической отрасли. Но самое важное: мы много выпускаем продуктов, но фактически нет выпуска инновационных оригинальных препаратов. Всё то, что мы пока производим, это воспроизведённые препараты: биоаналоги или дженерики, плюс упаковка препаратов крупных международных производителей. А акцент должен быть сделан на оригинальных инновационных отечественных препаратах», - заключил Александр Иванов.

В качестве примера эксперт привёл неудачу с регистрацией и признанием на международном рынке отечественной вакцины «Спутник», напомнив, что она до сих пор не одобрена, потому что производство не было сертифицировано GMP. «Именно поэтому нашим лекарственным препаратам путь в развитые страны закрыт. Если бы все производственные площадки и лабораторные базы были сертифицированы, то, конечно, регистрация была бы проще. А пока у нас всё как-то местечково, мы не идём в ногу с мировыми стандартами…», - сказал Иванов.

Отвечая на вопрос, учтены ли недостатки в продолжении программы, стала ли она более нацеленной на инновации, и что для этого должно поменяться к 2030 году, эксперт указал, что новой программе не хватает конкретики:

«Всё написано общими словами, например, объём инвестиций не понятен пока. Написано красиво и хорошо: и конкурентоспособность должна увеличиваться, и потребности должны удовлетворяться, и увеличиваться количество лекарственных препаратов, и оригинальных средств, всё должно происходить… Но, к сожалению, не написано, за счёт чего это должно быть, нет механизма реализации. Надеюсь, что какие-то подзаконные акты появятся. А пока не видно паспорта этой программы, где было бы написано, какие финансы в неё вложены, поэтому и нет никакой конкретики. Мы ждём детализации этой программы, ждём плана реализации, когда мы сможем его посмотреть, вернёмся к теме и подробно обсудим, что получится или нет из этой Стратегии».

Наиболее критически эксперт оценил целеполагание программы.  «Целью программы заявлено увеличение объёмов производства лекарственных средств и медизделий в два раза в денежном выражении. Насколько такая цель корректна? Такой подход стимулирует рост цен и не учитывает инфляцию. При этом ничего не сказано про рост в натуральном выражении, а это реальные упаковки лекарственных препаратов, которые получают пациенты», - сказал Иванов.

Не меньше вопросов, по мнению Александра, вызывает подход к созданию особых условий отечественным производителям. «Здесь и так сделано максимально много, и отечественному производителю сделаны весьма значительные преференции. О каких «конкурентных рыночных условиях» может идти речь? Особенно с учётом другой заявленной цели - интеграции в мировую систему производства и потребления лекарственных средств и медицинских изделий. Мы должны очень хорошо понимать, что чем больше мы ограждаем локального производителя и создаем максимальное количество помех производителям иностранным, тем больше преград мы получим при выходе на международные рынки.

В данном контексте куда важнее создание и совершенствование условий для разработки инновационных лекарственных препаратов и медицинских изделий. Но, в данном случае ничего не сказано о совершенствовании подготовки научных кадров, развитии промышленного производства специального оборудования и создания инновационных технологий производства», - считает эксперт.

В заключение Александр отметил: «Фармацевтическая промышленность — это сложный многоэтапный процесс, включающий несколько важных звеньев. Это подготовка кадров, разработка новых технологий, создание новых молекул, их доклинические и клинические исследования, производство и выпуск на рынок, Принятая правительством программа - это набор отдельных пунктов, не имеющих логической связи. Именно поэтому программе не хватает завершенности», - заключил представитель фармрынка.

Материалы по теме
Еще материалы