Вопрос Доверия
Барометр Доверия – социологическое исследование уровня доверия
общества к здравоохранению. Его регулярно проводит компания Edelman. С 2017 года опрос охватывает 10 стран (Канада,
Китай, Франция, Германия, Япония, Мексика, Нигерия, Ю. Корея, Великобритания,
США), в нём принимают участие 10 000 человек.
Главный вывод исследования 2022 года – пандемия сократила веру в возможности общественного здравоохранения. При этом доверие продолжает оставаться ключевым фактором улучшения состояния здоровья общества в целом. Интересно посмотреть на результаты, и с учётом опыта других стран, попробовать примерить их к нашей действительности.
Текущее положение дел
Пандемия сократила веру в возможности общественного здравоохранения. 52% считают, что после пандемии их уверенность в способности системы здравоохранения справиться с тяжёлыми кризисными ситуациями снизилась.
Снижение доверия в принятии информированных решений. На 10 пунктов снизилась уверенность, и лишь 61% респондентов считают возможным найти ответы на важные вопросы и принять информированные решения о своем здоровье и здоровье близких.
Политизация медицины. 55% обеспокоены тем, что медицинская наука становится более политизированной и используется в целях поддержки конкретной политической повестки.
Доверие является
одним из ключевых факторов, влияющих на поведение, ориентированное на здоровье. Примеры – кампания по вакцинации от
коронавируса и прохождение регулярной диспансеризации.
Факторы,
положительно влияющие на решение о вакцинации:
1) более старший возраст (8,1%);
2) высокое доверие к экосистеме здравоохранения в целом (5.0%);
3) доверие
к правительству (4,4%);
4) доступ к качественным услугам здравоохранения (4,0%);
5) более высокий доход (3,4%).
Факторы, положительно влияющие на решение о прохождении
регулярной диспансеризации:
1) доступ к качественным услугам здравоохранения
(5,8%);
2) высокое доверие к экосистеме здравоохранения в целом (5,1%);
3) более высокий доход (4,1%);
4) более старший возраст (3,3%);
5) более
высокий уровень образования (3,0%).
При более высоком уровне доверия преобладает приоритет общественного блага над личной свободой. 53% считают, что аргументы личной свободы в принятии решений о здоровье не применимы, когда эти решения подвергают риску здоровье других людей.
При высоком
уровне доверия изменения рекомендаций экспертов встречают понимание.
62% считают, что медицинские эксперты меняют
рекомендации по важным медицинским проблемам вследствие получения новых знаний,
и новые рекомендации лучше, чем старые. Те, у кого уровень доверия низкий,
подозревают, что эксперты сами ничего толком не знают о проблеме.
Что и кто влияет на доверие
Разрыв между потребностью и возможностью. 65% чувствуют разрыв между потребностью и возможностью в уходе за собственным здоровьем. Основными причинами разрыва названы: высокая стоимость услуг здравоохранения и недостаток информации.
Недостаток информации. Лишь половина опрошенных регулярно (не реже раза в неделю) получают информацию по вопросам здоровья.
Источники
информации о здоровье. В вопросах
здоровья наиболее доверительными источниками названы: лечащий врач (76%),
медицинские эксперты (71%) и фармацевты (69%).
Наименее доверительными:
руководители фармацевтических компаний (46%), правительственные лидеры (46%) и
журналисты (41%).
Компании-участники здравоохранения. Им необходимо повышать доверие к экосистеме здравоохранения в целом. 71% опрошенных считают важными усилия компаний по завоеванию и поддержанию доверия к национальной системе здравоохранения.
Работодатель – соучастник в заботе о личном здоровье. 8 из 10 сотрудников ожидают, что компания-работодатель примет активное участие в вопросах здоровья сотрудников.
Вывод: Доверие – ключ к улучшению состояния здоровья общества. Как его повысить?
Прорваться через информационные барьеры. "Повысить громкость" голоса общественного здравоохранения. Действовать на местах и напрямую. Больше привлекать экспертов.
Строить доверие на каждом участке экосистемы здравоохранения. При снижении доверия к правительству усилить влияние других общественных институтов и экспертов для повышения доверия к разрабатываемым мерам в области общественного здоровья.
Повысить роль работодателей. Работодатели влияют на принятие сотрудниками здоровых решений. Важно чтобы работодатели распространяли понятную и достоверную информацию, предлагали специальные условия страхования сотрудников и другие инициативы для поддержки здоровья и поощрения здорового образа жизни.
Быть готовым к следующему серьёзному кризису. Для создания более «стрессоустойчивой» системы, организации здравоохранения должны принять меры по ликвидации неравенства в доступности услуг здравоохранения. Важно также разработать и принять конкретные шаги в общественно-значимых вопросах: изменении климата, борьбе с бедностью и расовой дискриминацией.