Буллинг: сами НЕ РАЗБЕРУТСЯ!

Кадр из фильма "Чучело", реж. Р.Быков 1983 г. 
Кадр из фильма "Чучело", реж. Р.Быков 1983 г. 

Продолжаем разговор о жестокой и пока ещё не побеждённой "болезни" детских коллективов. С буллингом может столкнуться  любой ребёнок, а поводом для травли может стать всё что угодно, заявила в интервью офраме.рф  профессор Российского государственного гуманитарного университета, приглашенный преподаватель магистратуры «Системная семейная терапия» НИУ ВШЭ Людмила Жукова.

Во второй части статьи разберёмся, как помочь жертве буллинга и как действовать родителям детей-агрессоров. .   

– Какие рекомендации можно дать родителям ребенка-жертвы и ребенка-инициатора травли, чтобы поддержать своих детей и помочь решить сложившуюся ситуацию максимально бережно?

– Родителям нужно активно вмешиваться в процесс и защищать своего ребенка. Самое главное, чтобы родители были в контакте со своими детьми и занимали, с одной стороны, более высокую иерархическую позицию, а с другой стороны, были открытыми, доступными и старались понять своих детей в любой ситуации.

Если он перестает идти в школу с радостью, постоянно опаздывает, подавлен, у него снижается успеваемость – это повод для разговора не только с ребенком, но и с учителем.
Людмила Жукова, психолог

Нужно поговорить с ребенком о том, что правда очень тяжело противостоять группе и страшно оказаться в роли жертвы. Понять, что ребенок и сам погружен в переживания и чувство вины. Нужно прийти к нему на помощь. Важно внимательно наблюдать за поведением ребенка. Если он перестает идти в школу с радостью, постоянно опаздывает, подавлен, у него снижается успеваемость – это повод для разговора не только с ребенком, но и с учителем.

Родителям детей-агрессоров, если они не разделяют ценности агрессивного поведения, я рекомендую не проваливаться в горе. Я понимаю весь ужас, который охватывает родителей, когда они узнают, что их ребенок – автор насилия. Но в этой ситуации надо разбираться вместе. Это повод для групповой работы с родителями и учителями.

И самое главное – нужно оставить идею, что дети разберутся сами, и что для них это полезный опыт. Дети сами не разберутся. Без вмешательства взрослых, без инициативы от тех, у кого есть власть, ситуация не разрешится. Или разрешится каким-то драматическим образом. Позиция наблюдателя в ситуации буллинга неуместна. Необходимо только активное вмешательство.

Людмила Жукова, психолог (фото из личного архива)
Людмила Жукова, психолог (фото из личного архива)

–  Стоит ли родителям в случае травли в отношении их ребенка переводить его в другой класс или забирать из школы?

– В тех случаях, когда учителя и школа не готовы сотрудничать, занимают наблюдательную позицию или отказываются принимать реальность, иногда действительно стоит забрать ребенка из школы. Но нужно иметь ввиду, что в любом классе и в любой школе есть потенциальная угроза буллинга. И в частных школах с маленькими классами, и в обычных школах, где в классе учатся по 30 человек. Очень многое зависит от того, какая атмосфера царит в школе. На это прежде всего нужно обращать внимание, когда вы принимаете решение о том, в какое учебное заведение отдать ребенка.

К сожалению, мне часто приходится сталкиваться с грубыми ошибками со стороны школьных учителей и психологов даже в хороших частных школах, где маленькие классы, дорогое обучение. И если вы не видите компетентности, если школа отстраняется от решения проблемы и переводит стрелки на родителей, я бы рекомендовала уходить из такой школы.

– Как стоит действовать учителям в школе в случае, если в классе устроили травлю на ребенка? Чем так опасна позиция наблюдателя, когда преподаватель думает, что дети должны сами разобраться в конфликте?

– Учителям принадлежит ключевая роль в предотвращении и прекращении буллинга. Поскольку именно учителя, как правило, имеют возможность наблюдать групповую динамику. К сожалению, иногда учителя, сами того не ведая, становятся инициаторами буллинга. Если они выделяют какого-то ученика и начинают его подтравливать. Или, например, поддерживают динамику, которая иногда не выглядит, как травля. Например, ученик сморозил глупость, все в классе посмеялись, и учитель посмеялся тоже. Но для группы – это признак одобрения и, возможно, безнаказанности в дальнейшем. Бывают случаи, когда учитель демонстрирует некоторую беспомощность в противостоянии с каким-то учеником. И класс, вставая на защиту учителя, тоже объединяется, и начинает травить ребенка, который противостоит любимому учителю. И это тоже буллинг, хотя он может быть движим благородными намерениями защитить учителя. Я уже не говорю о том, что учитель должен предъявлять себя человеком, который в такого рода защите не нуждается. Детям вообще не полезна идея о том, что они могут защитить взрослого.

К сожалению, иногда учителя, сами того не ведая, становятся инициаторами буллинга.
Людмила Жукова, психолог

Иногда даже учителям трудно заметить буллинг, если это происходит в интернете. Это так называемый кибербуллинг, когда все буллинговые процессы происходят в чате, куда нет доступа ни родителям, ни учителям. Хотя трудно себе представить, что если травля имеет место быть в интернет-пространстве, то никаким образом не проявляется офлайн. Здесь учителю нужно быть особенно внимательным и при каких-то подозрениях вызывать потенциальную жертву или наблюдателей на разговор. Порой лучше даже проявить большую дотошность, но не допустить травли, поскольку ее последствия могут быть весьма тяжелыми.

Однако, если в семье ребенка приветствуется культ насилия, то учителям будет тяжело, в родителях они поддержки не найдут. Тут, возможно, недостаточно будет мер психологического воздействия и потребуется подключать меры административного воздействия, вплоть до исключения такого ребенка из школы.

– Какие последствия для психики ребенка может иметь травля в школе? Как это сказывается на поведении и самооценке уже взрослого человека?

– Последствия могут быть очень тяжелыми. Особенно, если ситуация не нашла разрешения в детстве. Ребенок получает опыт, что ему не на кого опереться, помощь ни откуда не придет, и сам он не справляется. Причем, ситуация может быть травматичной для всех участников: для жертвы буллинга, для авторов насилия и для сторонних наблюдателей.

Ещё страшнее, если ребенок не получает должной поддержки и оказывается в ситуации безнадежности и одиночества.
Людмила Жукова, психолог

Когда человек перерастает эту ситуацию и становится взрослым, есть разные способы себе помочь. Скажем, обратиться к психологу. Если в детстве ты получил позитивный опыт агрессора, то этот паттерн может дальше воспроизводиться в семье, на работе, с детьми. Если ты был жертвой, это безусловно влияет на твою самооценку и способность самореализовываться в той или иной сфере. Но еще страшнее, если ребенок не получает должной поддержки и оказывается в ситуации безнадежности и одиночества. Нередко ситуации такого рода приводят к суицидам.

Поэтому буллинг – это очень опасная история, предотвратить которую можно только коллективными усилиями. Я уверена, что профилактика буллинга тоже весьма уместна и эффективна. Есть общественные организации, фонды, которые занимаются этим. Я бы рекомендовала, прежде всего, школам не дожидаться реальной проблемы, а действовать на опережение.