Наталья Бехтерева: В психиатрию я пришла окольными путями

Врач-психотерапевт, продолжатель знаменитой династии Наталья Святославовна Бехтерева говорит, что в её работе важна насмотренность, всестороннее развитие, понимание жизни с разных сторон. "Психиатр должен быть человеком, которому комфортно рассказать о своих переживаниях", —  делилась в интервью офарме.рф Наталья Святославовна. Она сама — пример специалиста, который, прежде чем прийти в психиатрию, прошёл интересный жизненный путь, где все неожиданные и чётко спланированные повороты всегда вели к Призванию. 

- Расскажите о вашей династии и вашем месте в ней. Сразу ли вы его заняли, как выбрали путь?

- Я его выбрала максимально окольными путями. Во-первых, я прошла моменты, когда меня сравнивали с прапрадедушкой и бабушкой, ну не сравнивали, а говорили, «ты же пойдешь по пути своей династии». Это действительно так: прадедушка (Владимир Михайлович Бехтерев), бабушка (Наталья Петровна Бехтерева), папа (Святослав Всеволодович Медведев), дедушка (Всеволод Иванович Медведев). Дедушка был удивительный человек, он занимался физиологией и психологией, был начальником кафедры физиологии  военно-медицинской академии… Вся семья незаурядная, все с достижениями.

Всеволод Иванович Медведев и Наталья Петровна Бехтерева (дедушка и бабушка)
Всеволод Иванович Медведев и Наталья Петровна Бехтерева (дедушка и бабушка)

Это сразу же страшно, потому что ты же можешь не соответствовать и всё равно волей-неволей все сравнивают: получится у неё —  не получится. В какой-то момент, в подростковом возрасте мне стало обидно, что у меня как будто и выбора нет. Когда я была подростком, я пять лет жила и училась в школе в Америке, и там я занималась совсем другим: я занималась в театральном кружке и была помощником режиссера. Я придумывала дизайн костюмов и даже работала два года в небольших Нью-Йоркских театрах. Мне это нравилось: работа с костюмом, светом, помощником режиссёра. Потом в 1997 году, я поступила в США в колледж, а потом приняла решение уехать в Россию и жить здесь, и учиться здесь. И это было очень странно, потому что в 97-98 году все наоборот стремились туда, но опять же я это объясняла тем, что туризм и эмиграция — это разные вещи, это кажется, что это такая свобода, но на самом деле той свободы, которая была у нас, её нигде не было.

За границей всё очень сложно, это здорово, когда ты приезжаешь и всё так феерично и легко, но на самом деле это не так было. И я поступила в университет и год проучилась в СПбГУ на биолога, потом я решила, что медицина — это всё-таки моё, и я хочу в медицинский поступать. Поступила в Первый медицинский ( Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова), у меня ординатура, интернатура по акушерству-гинекологии, я работала около 5 лет в НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Д.О. Отта. Это акушерская клиника, клиника оперативной гинекологии. Я была оперирующим хирургом, у меня был замечательный руководитель и это было здорово, но в какой-то момент, я поняла… психотерапия, гены пальцем не задавишь.

Наталья Петровна Бехтерева (бабушка), Татьяна Медведева (мама) и Наталья Святославовна Бехтерева
Наталья Петровна Бехтерева (бабушка), Татьяна Медведева (мама) и Наталья Святославовна Бехтерева

Но недавно, я поймала себя на мысли, что есть история из серии «нарисуй картинку, которую ты хочешь, визуализируй и всё получится», и я вспомнила, что, когда мне было лет 16, в Америке я тогда жила в семье, которая меня принимала, и мы сидели в ресторане и обсуждали, чего я хочу в будущем. И я очень чётко обрисовала, что я хочу быть психотерапевтом, хочу, чтобы всё что бы я делала, вся жизнь была бы в копилку того, чтобы стать классным специалистом. Я представила себе, что я общаюсь много с людьми, что у меня частная практика, представила свою жизнь через какое-то количество лет с максимальным количеством деталей, а потом я это забыла. И вспомнила недавно, что ту картинку, которую я нарисовала, я её достигла, причём каким путём!В психотерапии очень важна эта насмотренность, это понимание различных людей, разных сфер, и мой вот этот путь окольный, дал мне возможность быть тем специалистом, которым я являюсь. Потому что очень большой багаж опыта за плечами и это здорово.

Святослав Всеволодович Медведев (папа) с Натальей 
Святослав Всеволодович Медведев (папа) с Натальей 

- Как вы смотрите сегодня с профессиональной точки зрения на открытия своих предков, как меняется отношение науки к ним?

- Я иногда перечитываю труды Владимира Михайловича Бехтерева и его психологические наработки, и думаю, насколько это вневременная история, то, что он описывал, то, что он писал – это до сих пор максимально актуально и иногда даже ново.

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик.
Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик.

- Вы много общались с бабушкой – Натальей Петровной Бехтеревой? Обсуждали научные темы?

- Общались много, но общались не про науку. Во-первых, я туда ещё не собиралась, во-вторых, она же для меня бабушкой была, она не была моим научным руководителем, не была академиком, как её все видели, она была моей бабушкой. Она рассказывала мне про свою жизнь, я у нее оставалась или она приходила, когда я не ходила в школу, болела. Я помню, сидела у неё на руках, с температурой, закутанная в пуховый платок, и она рассказывала о том, как когда она была маленькая, в один день пришли арестовывать её родителей, как она оказалась в детском доме, как она оказалась в приемнике распределителе, я всегда ей говорила: «Бабушка, расскажи про жизнь». Она очень вкусно готовила, мы на даче с ней гуляли, варенье варили, и с дедушкой (Всеволодом Ивановичем Медведевым, советским и российским учёным-физиологом – прим.редакции) тоже. Дедушка рассказывал удивительные сказки, которые он сочинял на ходу, но это не про работу, а про жизнь…

Конечно, я сейчас жалею, и если бы я сейчас могла поговорить, то, наверное, мы бы больше про науку разговаривали. То, что они мне дали, моя семья, династия – это умение смотреть на жизнь очень широко, это любопытство к жизни, движение вперед. У нас все всегда читали, никто не заставлял, я просто видела, как все читают, и я тоже.

Наталья Петровна Бехтерева (1924-2008), советский и российский нейрофизиолог, в 1990-2008 годах - научный руководитель Института мозга человека РАН.
Наталья Петровна Бехтерева (1924-2008), советский и российский нейрофизиолог, в 1990-2008 годах - научный руководитель Института мозга человека РАН.

- Ваши дети – стоят ли они тоже перед выбором, есть ли у них ощущение, что они должны продолжать династию?

- Они не должны совершенно… Я всегда дочке говорю: ты можешь делать всё, что тебе нужно, я всегда поддержу тебя во всём твоём выборе, в любом твоём начинании.

- А какие у них (Наталья Бехтерева воспитывает троих детей) интересы, как-то проявляется будущая профессия?

- Дочке на следующий год поступать. Как раз недавно у нас было обсуждение – её интересует спортивный менеджмент. Куда мы придём в итоге, не знаю. Я считаю, что мир настолько быстро меняется, что надо получить такое образование, которое научит думать, анализировать, работать с информацией. Например, когда мы росли, для нас родители были максимальным авторитетом. Потому что время такое было, а сейчас, я понимаю, что мои дети что-то знают намного лучше, чем я. И я всегда спрашиваю, даже у младшего, которому 7 лет, я знаю, что он разбирается в телефонах лучше, чем я, и мне не сложно у него спросить, а как это делать. Дочка тоже у меня много знает, чего я не знаю. И это нормально. И такое же будет с образованием. Если раньше было так: ты пришёл на одно место и работаешь там по этой специальности до конца, то сейчас (и я считаю это неплохо) можно двигаться в любом направлении: поработал в спортивном менеджменте, ушел в другой менеджмент, тут скорее про другое, из менеджмента в медицину не перейдешь, но хотя я знаю людей, которые и это делают.

А младшим всё нравится, недавно пошли на концерт в Зарядье, и они сказали, что надо ещё идти, понравилась музыка. У меня принципиальная позиция, что надо давать им возможность попробовать разное. И мне не близка позиция «если ты что-то начинаешь, доведи до конца». У меня вопрос: до какого конца надо доводить балет, например? Иногда просто нужно научиться танцевать, научиться играть в шахматы хорошо. Если видно, что нравится, то двигаться дальше.

Тут важно понять, что это: «я не хочу заниматься, мне надоело» или «у меня не получается». Как помочь, чтобы получилось? Нужно учиться преодолевать сложности. Условно, я не могу петь, у меня нет слуха, голоса и это тоже признание, но если бы у меня был голос, но у меня бы не получалось петь, то задача моих близких, чтобы мне помочь преодолеть эту сложность.