КАК ЛЕЧИЛИ В СТРАДАЮЩЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ?
…в основном молитвами. Но, вообще, в Европе особенно не лечили.
Великое переселение народов привело к варварскому грабежу городов и бессмысленному уничтожению памятников культурного наследия, включая ценнейшие тысячелетние манускрипты (зато вандалы – варварское племя, опустошившее Рим, увековечили себя в истории). Последующее распространение христианства окончательно вытеснило греко-римское наследие. Достижения эллинской цивилизации были признаны еретическими. В том числе и медицина.
В результате страдать в раннем Средневековье было особенно неприятно. За медицинской помощью было принято обращаться к святым, как правило, имеющим узкую «специализацию». Альтернативу им составляли монастыри, при которых были открыты публичные лечебницы. Но в отличие от греческих асклепионов или римских валетудинариев, в них не было ни бассейна, ни ванн, ни каких-либо санитарных условий.
Хирургическую помощь состоятельные граждане могли получить из рук врачей (грязных, руки мыть было не принято). При этом анатомию врачи изучали теоретически – вскрытие трупов запрещалось Церковью. Граждане попроще обращались к цирюльникам. В их обязанности, кроме стрижки волос и бороды, входили кровопускания, удаления зубов и простые хирургические операции. Ампутациями конечностей промышляли также палачи в свободное от основной работы время.
(На фото Операция на глазу (вероятно, удаление катаракты или вскрытие бельма), 1195 г. (British Library MS)
Делать собственные наблюдения и выводы запрещалось. Научный подход во многом сменился схоластическим и ограничивался зазубриванием догм, преимущественно религиозных. Стараниями страдающего Запада тысячелетнее развитие научной мысли человечества могло быть полностью прервано.
Если бы не процветающий Восток.
В период Золотого века ислама (VII-XIII вв.) Арабский халифат стал крупнейшим государством своего времени, в состав которого входили Малая и Средняя Азия, Северная Африка (включая Египет), а также юг Пиренейского полуострова.
Арабские халифы поощряли науку и искусства, а Пророк Мухаммед завещал сохранять и приумножать знания завоёванных народов. Жажда знаний и религиозная терпимость способствовали научному прогрессу, прерванному в Европе.
Арабские учёные внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии, философии, инженерного дела и, конечно, алхимии (само слово алхимия арабского происхождения «аль» - определенный артикль и «хюмея» по одной из версий от древнегреческого «слияние»). В отличие от эллинистической, арабская алхимия была рациональной, направленной на производство конкретных веществ. Вследствие этого она стала одной из основ экономического благополучия халифата: мусульмане успешно экспортировали керамику, парфюмерию, стекло, бумагу, красители, мыло, вино, розовую воду, глазурь, лекарства, химикаты. Важнейшей заслугой арабских алхимиков стало создание рациональной фармации.
Халифат в течение нескольких веков собирал, хранил и развивал наследие греческой, римской, индийской и китайской медицины. Практикующие врачи вдохновлялись хадисом пророка Мухаммеда: «Какую бы болезнь ни ниспослал Аллах, Он ниспослал и ее исцеление».
Первая в мире регламентированная (с описанными правилами приготовления и отпуска лекарств) аптека открылась в столице Халифата Багдаде в конце VIII в. Там же была основана больница и при ней школа врачей, руководителем которой стал выдающийся алхимик и терапевт Ар-Рази (854-925гг.), прозванный арабским Галеном. Ар-Рази первым предложил вести историю болезни пациентов, предположил инфекционную природу, дал подробное описание и отличия оспы и кори. Это за тысячу с лишним лет до открытия возбудителей и первой вакцинации.
(На фото – труд ар-Рази, переведенный на латынь в 13 в. (Wikipedia))
Самым известным медиком, учёным и мыслителем арабского Золотого века стал Ибн Сина (на Западе - Авиценна) (980 -1037гг.). Великий врач первым описал язву желудка и диабет, определил симптомы менингита, доказал роль сетчатки в зрительном восприятии. Ему принадлежит «Канон врачебной науки» - исчерпывающая для своего времени медицинская энциклопедия в 5 книгах. В «Каноне» собраны труды по теоретической и практической медицине, описаны методы диагностики, профилактики и лечения заболеваний. Пятая книга - аналог фармакопеи – содержит рецепты сложных лекарств: порошков, соков, настоек, мазей, таблеток. Всего в «Каноне» присутствует описание более 2600 лечебных препаратов. Ибн Сина обосновал необходимость испытания лекарственных средств, впервые указал на существование побочных эффектов лекарств и взаимодействие применяемых одновременно препаратов.
Начиная с эпохи крестовых походов европейцы получили доступ к достижениям Золотого века ислама, и ручеёк прогресса постепенно начал набирать силу. Античные труды и произведения арабских ученых были переведены с арабского на латынь. В том числе и «Канон». После изобретения книгопечатания «Канон врачебной науки» стал одной из первых печатных книг в Европе, наряду с Библией.