Доисторический период: самолечение у животных, трепанация и магические ритуалы у первых людей

С ЧЕГО НАЧАЛОСЬ ЗАРОЖДЕНИЕ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАКОЛОГИИ

Точно НЕ с появления человека. фармакопея Вопреки расхожему мнению, медицина – не изобретение человеческой цивилизации. Помните сказку про смелую маленькую птичку, вылечившую зуб несчастному большому крокодилу?

Прекрасный (хотя и вымышленный) пример симбиотической чистки – медицинской взаимопомощи в животном мире.

Другой (уже не вымышленный) пример: пчёлы, выстилающие стенки ульев прополисом – смесью растительных смол и воска – для предохранения колонии от заражения грибковыми и бактериальными паразитами. При усилении атаки паразитов пчелы собирают больше смолы, значит, они не только предотвращают, но и реагируют на угрозу. Особенно интересно, что некоторые виды грибка представляют опасность не столько для взрослых пчёл, сколько для личинок – таким образом, собирая смолу, взрослые особи заботятся о социальном иммунитете, т.е. иммунитете всей семьи. 


Многие животные обладают способностью к самолечению и даже к профилактике заболеваний с помощью природных медикаментов. 

В процессе эволюции эта способность перешла человеку.


Изучая останки гоминидов, археологи находят свидетельства доисторических хирургических вмешательств: вылеченных переломов, ампутированных конечностей и зубов. С доисторическими лекарственными средствами дело обстоит сложнее. 

Красивый во всех смыслах пример – «цветочная могила» в пещере Шанидар в Ираке. В 50-е г. ХХ в. в ней были найдены останки неандертальцев, относящиеся к периоду 60,000 – 35,000  лет до нашей эры. Анализ почвы под одним из захоронений показал наличие пыльцы цветов семи лекарственных растений (тысячелистник, василёк летний, чертополох, крестовник, мускари, хвойник безлистный и алтей). Эти растения по сей день растут в Ираке и широко применяются в народной медицине. Так появилась гипотеза о ритуальном захоронении у неандертальцев и даже о владении ими знаниями о лекарственных свойствах растений.

Внутри Шанидарской пещеры, Ирак (автор Hardscarf)

К сожалению, однозначные доказательства этой гипотезы пока не найдены. И согласие по поводу того, кто именно и с какой целью принёс растения в могилу – ветер, грызуны или родственники покойного – учёными до сих пор не достигнуто. 

Отсутствие письменности ограничивает возможность изучения доисторической медицины. Зато мы можем составить представление о ней, наблюдая за современными аборигенами Южной Америки, Африки и Австралии.

Изолированные от цивилизации, они знают множество приёмов оказания медицинской помощи подручными средствами. Умеют высасывать яд после укуса змей, вправлять вывихи, лечить переломы, останавливать небольшие кровотечения и регулярно практикуют трепанацию (не всегда успешно и часто неоправданно). Они неплохо осведомлены о лечебных свойствах окружающих растений и активно используют их в качестве антисептических, жаропонижающих и ранозаживляющих средств. Для исполнения магических ритуалов применяют разнообразные наркотические* и психоделические вещества*. Им знакомы первичные методы экстракции, такие как приготовление отваров и растирание. 

Затерянное племя индейцев Бразилии, не контактировавшее с цивилизацией, 2012, Бразилия (Gleilson Miranda/Secretaria de Comunicação do Estado do Acre)

Но основным «лекарственным средством» в первобытном обществе была и остается магия. Способность к изготовлению снадобий и привлечению потусторонних сил для очищения от злых духов, вызывающих болезни, повышала авторитет и социальный статус жрецов и шаманов. Магические идеи и практики прочно укоренились в человеческой культуре, лишь незначительно видоизменяясь во времени. Давая иллюзорное ощущение контроля над ситуацией, они продолжают жить в современном мире, не теряя популярности.    


* внесен в список наркотических средств, оборот которых в Российской Федерации запрещён в соответствии с законодательством Российской Федерации

Читайте далее