КЕМ СТАЛ ЛОМОНОСОВ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ?
В английском языке есть выражение «Cometh the hour, cometh the man” - «время рождает героев». Детство и юность Ломоносова пришлись на реформы Петра, в числе которых амбициозный проект по созданию в России науки. С этой целью в 1724 году он учредил Петербургскую академию наук и художеств, куда были импортированы полтора десятка западноевропейских учёных. Им надлежало готовить молодые научные кадры - студентов созданного при академии университета, поначалу тоже иностранных. Со временем планировалось заменить их отпрысками российских семейств. Но с этим возникла загвоздка: благородные российские недоросли в науку не рвались. Совсем.
Так в России XVIII века возникло уникальное окно возможностей для низших сословий. Представьте: члены лондонского или любого европейского научного общества – сплошь аристократы, а в России, в условиях абсолютной монархии, феодально-общинного хозяйства и крепостного права становление науки проходит силами детей крестьян и солдат…В этот удивительный период нашей истории появился удивительный человек.
Ломоносов был и остается идеальным героем российской науки: «архангельский мужик», высокий, мощный, буйный, невероятно одаренный и целеустремленный.
В 1741 году Ломоносов становится первым русским учёным петербургской академии, сначала адъюнктом по физике, а через три года профессором химии. Его научные интересы охватывают почти все области естествознания, а также историю, грамматику, риторику и литературу. Ломоносов строит химическую лабораторию, стекольный завод и прообраз вертолета, возрождает искусство мозаики, реформирует русский язык (и даже пишет первое русское стихотворение с использованием нецензурной лексики) и основывает первый в России университет. По замечательному выражению Пушкина «он сам был нашим первым университетом».
Про себя Ломоносов говорил: «Стихотворство – моя утеха, физика – мои упражнения».
Ломоносов был теоретиком и экспериментатором. Его теоретические концепции во многих областях науки предвосхитили тот путь, по которому они развиваются по сей день.
В химии он исходил из атомистического представления, близко подошёл к идее молекулярного строения химических соединений. Считал необходимым применение количественного метода, разработал точные методы взвешивания, использовал по возможности чистые реактивы.
Научные интересы Ломоносова были невероятно широки и разносторонни, а идеи прогрессивны. Например, он считал медицину частью физики: “Великая часть физики и полезнейшая роду человеческому есть наука медицина…”. Это определение очень важно, потому что физика в то время была синонимом естествознания с его количественно-экспериментальным методом. Иными словами, предполагал то, что в ХХ веке получило название доказательной медицины.
Общественная деятельность Ломоносова не ограничилась работой по созданию первого университета. В записке «О размножении и сохранении российского народа» он писал о важности улучшения демографической ситуации в России, предлагал меры для снижения детской смертности, настаивал на создании курсов для акушерок и ведении просветительской деятельности среди беременных.
Самым значительным научным достижением Ломоносова стало экспериментальное доказательство закона сохранения материи. В 1756 году – за 17 лет до Лавуазье - он провел классический опыт, в котором показал, что в запаянном сосуде при нагревании происходит окисление свинцовых пластинок, но при этом общий вес сосуда не меняется. Открытие одного из фундаментальных законов природы должно было в истории науки поставить имя Ломоносова в ряду крупнейших мировых ученых…и тогда предыдущая глава заканчивалась бы законом Ломоносова, а не Лавуазье. Парадокс в том, что до начала ХХ века Ломоносов был известен как поэт, народный герой, обласканный властью, важный общественный деятель. Но не только мировой, а даже российской науке Ломоносов-учёный был неизвестен! Как так могло получиться?
Прижизненный портрет, Э.Фессар и К.А.Вортман. 1757 г Wikipedia
Ломоносов состоял в международных научных обществах, много писал о своих теориях и экспериментах, в том числе на немецком и латыни, его работы публиковались в научных журналах. Но, очевидно, этого было недостаточно. После обучения в Германии Ломоносов больше ни разу не был за границей, не встречался с ведущими учёными своей эпохи, не обсуждал с ними лично свои открытия. Одним словом, он был изолирован от мировой науки. Поэтому работы его остались незамеченными.
С признанием его заслуг в науке российской ситуация ещё грустнее. Оценить работы Ломоносова в химии или физике было попросту некому – никто из его окружения не был в состоянии их понять. (Учеников Ломоносов не оставил, что косвенно говорит о том, что профессором он был посредственным. Впрочем, это было свойственно многим гениям). Не было научной общественности. Только в начале XX века, когда она появилась, соотечественники смогли открыть и понять ценность его трудов.
Поэтому подытожим цитатой из статьи «Ломоносов и мировая наука», написанной признанным российским ученым, лауреатом Нобелевской премии П.Л.Капицей: «Создание здоровой передовой научной общественности — это труднее, чем обучение отобранной талантливой молодежи для научной работы или постройка больших институтов. Создание здоровой общественности включает в себя воспитание широких слоев людей, связанных с научной работой. Их надо приучить широко интересоваться наукой, уважать и любить свою науку, уметь объективно оценивать достижения нашей науки и честно поддерживать всё действительно крупное и лучшее в науке».